Какие параметры автодиска критические, а какие нет?
Параметры автомобильных дисков
Какие параметры автодиска критические, а какие нет? Для начала разберемся что же собой представляет современный легкосплавный диск это литейное металлическое изделие с ободом под шину и отверстиями под ступицу. То что соединяет эти самые отверстия крепления с ободом и есть то ради чего в первую очередь покупают современные легкосплавные диски – спицы.
Их дизайн и цвет в первую очередь определяет решение того или иного покупателя покупки конкретной модели. Все остальные критерии при выборе дисков (такие как страна-прозводитель, коэффициент нагрузки, разболтовка, вылет) появляются у покупателя от того что в нашей стране к сожалению низкое доверие покупателя к продавцу, а точнее к его компетентности. Недавно в магазине бытовой техники, покупая хлебопечку, я задал вопрос продавцу: «Чем отличается одна модель хлебопечки (та что подороже) от другой модели (той что подешевле)», на что не смог получить ответ. Я достал инструкцию к обоим хлебопечкам и разобравшись все-таки в чем же разница – консультировал продавцов магазина, которые попросили меня разъяснить им это. Конечно после таких продавцов хочется детально изучать каждый товар и его параметры. Так как у нас в стране никто не несет ответственности за продаваемый товар.
Рис. 1
Рис. 2
Менее критическим но тоже очень важным параметром является значение ц.о. (центральное отверстие диска) (рис.3). Ц.О. еще называют DIA. Ц.о. оригинального диска авто всегда больше диаметра розетки ступицы (далее по тексту ДРЗ) на 0,04-0,1 мм. Это делается для того чтоб свободно ставить-снимать диск со ступицы, а не запрессовывать его туда. Тоесть если например ДРЗ автомобиля Дэу Ланос равен 56,5 мм, то в его оригинальном диске ц.о. = 56,64-56,6 мм.
В идеале когда диаметр ц.о. диска полностью на 100% совпадает с диаметром ДРЗ. Но абсолютно нормально когда диаметр ц.о. больше чем ДРЗ. В этом случае используются специальные проставки-адаптеры, которые заполняют разницу в размерах и диск плотно прилегает ц.о. к розетке. Лучше всего использовать адаптеры из термостойкого пластика, так как если использовать алюминиевые – очень часто возникают ситуации когда из-за того что алюминий окисляется – диск «закипает» на ступице. Снять такой диск крайне тяжело. Если не использовать адаптеры – и оставить ц.о. не плотно прилегающим к ступице возможно что на скорости 80-110 км/час вы будете чувствовать биение (вибрацию) рулевого колеса.
Известны случаи когда диски притягиваются к ступице конусным крепежом не «били» без адаптеров, хоть диаметр ц.о. был больше ДРЗ. Это происходит благодаря очень точной и правильной затяжке колесного крепежа.
Рис. 3
Еще одним параметром диска является его ширина. Она, как и диаметр, измеряется в дюймах. Ширина диска прямо влияет на размер покрышки, которую возможно установить на диск, а именно на её ширину. На одну ширину диска допускается установка нескольких размеров ширины покрышки. При этом ширина покрышки измеряется в мм. Высота шины не играет роли для диска, она играет роль для автомобиля. Например на диск шириной в 6,5 дюймов подходят шины 195, 205, 215, и даже 225 (если её профиль не меньше 65).
Как определить какая шина нужна например диску R15 для авто у которого оригинальные диски R13, но вы хотите установить на него диски R15. Есть простое правило. При увеличении диаметра шины на 1 дюйм убирайте с профиля шины 5 процентов, сохраняя при этом ширину шины, то есть если оригинальное колесо имеет размер 175/70 R13 то при замене диска на R14 шина должна быть 175/65 R14, а на 15 – 175/60 R15, соответственно 16 – 175/55 R16 и т.д. (это верно при условии что ширина обода диска не меняется). Так как профиль шины определяет её высоту и измеряется в проценте от ширины, при более широких шинах нужно уменьшать процентность профиля для того чтоб сохранить общую высоту шины на прежнем уровне. То есть если изначальная шина 205/55 R16 то для того чтоб поставить пошире, например 225 вам необходимо выбирать шину с размером не 225/55 R16 а 225/50 R16, так как 55 процентов от 205 меньше чем 55 процентов от 225.
Вылет диска влияет на то как колесо будет располагаться под колесной аркой автомобиля. Чем ближе вылет к меньшему значению тем больше диск будет «выступать на улицу». Вылет оригинальных дисков рассчитывается производителем автомобиля исходя из того какой ширины шина устанавливается на авто и как далеко выступает ступица от кузова автомобиля.
Вылет является ПЛАВАЮЩИМ параметром и в большинстве случаев допускается установка дисков с разницей в плюс-минус 5-7 мм от оригинального (при сохранении ширины обода диска). При этом никаких изменений в поведении автомобиля или в технических характеристиках или в износе деталей НЕ ПРОИСХОДИТ. Например Если вам нравятся диски с вылетом 40 а ваши родные диски с 45-м – смело берите, разницы не будет.
Х-фактор. Очень специфический параметр диска, который очень редко указывается в спецификациях к диску. Х-фактор напрямую зависит от дизайна спиц диска и от его вылета. Это расстояние от привалочной плоскости до плоскости расположенной посредине спицы диска с его внутренней стороны (рис.5). Если купить диски со значением вылета больше оригинального (например родной 45, а вы берете 50 – дизайн дисков одинаковый) обязательно нужно примерить диск спереди, убедится что он не задевает за тормозной суппорт, так как расстояние Х-фактора меньше. Существуют ситуации, когда при одинаковой ширине диска и с одинаковым вылетом Х-факторы разные, так как существенную роль играет дизайн спиц диска. Бывает даже что у диска с большим значением вылета (например 45) Х-фактор больше чем у диска с меньшим вылетом (например 40). Опять же играет роль дизайн спиц.
Рис. 5