Какие параметры автодиска критические, а какие нет?

Параметры автомобильных дисков

Какие параметры автодиска критические, а какие нет? Для начала разберемся что же собой представляет современный легкосплавный диск это литейное металлическое изделие с ободом под шину и отверстиями под ступицу. То что соединяет эти самые отверстия крепления с ободом и есть то ради чего в первую очередь покупают современные легкосплавные диски  – спицы.

Их дизайн и цвет в первую очередь определяет решение того или иного покупателя покупки конкретной модели. Все остальные критерии при выборе дисков (такие как страна-прозводитель, коэффициент нагрузки, разболтовка, вылет) появляются у покупателя от того что в нашей стране к сожалению низкое доверие покупателя к продавцу, а точнее к его компетентности. Недавно в магазине бытовой техники, покупая хлебопечку, я задал вопрос продавцу: «Чем отличается одна модель хлебопечки (та что подороже) от другой модели (той что подешевле)», на что не смог получить ответ. Я достал инструкцию к обоим хлебопечкам и разобравшись все-таки в чем же разница – консультировал продавцов магазина, которые попросили меня разъяснить им это. Конечно после таких продавцов хочется детально изучать каждый товар и его параметры. Так как у нас в стране никто не несет ответственности за продаваемый товар.

 
В Европе по другому. Там никто из потребителей не разбирается в параметрах товара. Оно потребителю и ненужно. Если он покупает, допустим, диски – он приходит, говорит какое у него авто, квалифицированный продавец тыкает пальцем на все варианты, покупатель выбирает что ему из предложенного нравится более всего с эстетической точки зрения и подходит по цене – и покупает, при этом продавец несет ответственность за применимость конкретного диска к конкретному автомобилю - в том числе и в плане нагрузок на ступицу и в плане предельно допустимых нагрузок на диск.
 
Лучше всего обратится к настоящим профессионалам, которые знают не только диски с какой разболтовкой и ц.о. подходят к ступице того или иного авто, а смогут внятно объяснить чем один диск отличается от другого и подобрать диски к конкретному автомобилю, к конкретной автошине. Не загружайте себя на мой взгляд лишней для вас информацией, не тратьте время на перечитку многостраничных разделов автомобильных форумов, не углубляйтесь в спецификации автомобилей относительно колесных дисков – потратьте лучше это время на более приятные и полезные вещи. Просто обратитесь к знатокам – они вам помогут и возьмут на себя ответственность за то что конкретные диски подойдут именно к вашему авто. Если же вы все-таки хотите знать какие параметры автодиска критические, а какие нет, читайте далее.
 
Самым критическим параметром автомобильного диска является «разболтовка». Это количество крепежных отверстий под ступицу авто и расстояние между центрами этих отверстий (рис.1). Смещение в сторону от центра отверстия возможно максимум на 1 мм но:
- только в случае если крепежное отверстие диска предусматривает крепеж с конической юбкой;
- если диск крепится БОЛТАМИ а не нанизывается на шпильки и притягивается к ступице гайками.
В случае смещения настоятельно рекомендуется использовать специальный крепеж (рис.2) + диаметр крепежного отверстия должен позволять болту свободно «гулять» в нем. Например возможно установить диски с межболтовым расстоянием 4х100 на ступицу 4х98 если:
- для крепления используется болт диаметр резьбовой части 12 мм;
- диаметр крепежного отверстия в диске = минимум 14 мм;
- используется крепежный болт с плавающей конической юбкой (рис.2);
- диск должен точно центроваться на розетке ступицы автомобиля, плотно прилегать к ней своим ц.о. (центральным отверстием).

 

                                           Рис. 1    

                                        Рис. 2                                                                                      

Менее критическим но тоже очень важным параметром является значение ц.о. (центральное отверстие диска) (рис.3). Ц.О. еще называют DIA. Ц.о. оригинального диска авто всегда больше диаметра розетки ступицы (далее по тексту ДРЗ) на 0,04-0,1 мм. Это делается для того чтоб свободно ставить-снимать диск со ступицы, а не запрессовывать его туда. Тоесть если например ДРЗ автомобиля Дэу Ланос равен 56,5 мм, то в его оригинальном диске ц.о. = 56,64-56,6 мм.

В идеале когда диаметр ц.о. диска полностью на 100% совпадает с диаметром ДРЗ. Но абсолютно нормально когда диаметр ц.о. больше чем ДРЗ. В этом случае используются специальные проставки-адаптеры, которые заполняют разницу в размерах и диск плотно прилегает ц.о. к розетке. Лучше всего использовать адаптеры из термостойкого пластика, так как если использовать алюминиевые – очень часто возникают ситуации когда из-за того что алюминий окисляется – диск «закипает» на ступице. Снять такой диск крайне тяжело. Если не использовать адаптеры – и оставить ц.о. не плотно прилегающим к ступице возможно что на скорости 80-110 км/час вы будете чувствовать биение (вибрацию) рулевого колеса.

Известны случаи когда диски притягиваются к ступице конусным крепежом не «били» без адаптеров, хоть диаметр ц.о. был больше ДРЗ. Это происходит благодаря очень точной и правильной затяжке колесного крепежа.

                                      Рис. 3

Еще одним параметром диска является его ширина. Она, как и диаметр, измеряется в дюймах. Ширина диска прямо влияет на размер покрышки, которую возможно установить на диск, а именно на её ширину. На одну ширину диска допускается установка нескольких размеров ширины покрышки. При этом ширина покрышки измеряется в мм. Высота шины не играет роли для диска, она играет роль для автомобиля. Например на диск шириной в 6,5 дюймов подходят шины 195, 205, 215, и даже 225 (если её профиль не меньше 65).

Как определить какая шина нужна например диску R15 для авто у которого оригинальные диски R13, но вы хотите установить на него диски R15. Есть простое правило. При увеличении диаметра шины на 1 дюйм убирайте с профиля шины 5 процентов, сохраняя при этом ширину шины, то есть если оригинальное колесо имеет размер 175/70 R13 то при замене диска на R14 шина должна быть 175/65 R14, а на 15 – 175/60 R15, соответственно 16 – 175/55 R16 и т.д. (это верно при условии что ширина обода диска не меняется). Так как профиль шины определяет её высоту и измеряется в проценте от ширины, при более широких шинах нужно уменьшать процентность профиля для того чтоб сохранить общую высоту шины на прежнем уровне. То есть если изначальная шина 205/55 R16 то для того чтоб поставить пошире, например 225 вам необходимо выбирать шину с размером не 225/55 R16 а 225/50 R16, так как 55 процентов от 205 меньше чем 55 процентов от 225.

 
Самым непонятным для рядового покупателя параметром диска является его «вылет». Что это такое, как он меряется и на что влияет,  не понимают не только большинство покупателей дисков но и некоторые продавцы))). Вылет это расстояние от привалочной плоскости диска до центра его обода (рис.4). Измеряется он в миллиметрах. Бывает положительный и отрицательный вылет. При отрицательном вылете в обозначении вылета ставится знак «-(минус)». При положительном - ничего не ставится (очень редко встречается обозначение со знаком «+»). Отрицательный вылет это когда привалочная плоскость диска находится ближе к внутреннему краю его обода, чем к внешнему. Если привалочная плоскость диска находится вровень с центром его обода – вылет такого диска = 0.

 

Вылет диска влияет на то как колесо будет располагаться под колесной аркой автомобиля. Чем ближе вылет к меньшему значению тем больше диск будет «выступать на улицу». Вылет оригинальных дисков рассчитывается производителем автомобиля исходя из того какой ширины шина устанавливается на авто и как далеко выступает ступица от кузова автомобиля.

Вылет является ПЛАВАЮЩИМ параметром и в большинстве случаев допускается установка дисков с разницей в плюс-минус 5-7 мм от оригинального (при сохранении ширины обода диска). При этом никаких изменений в поведении автомобиля или в технических характеристиках или в износе деталей НЕ ПРОИСХОДИТ. Например Если вам нравятся диски с вылетом 40 а ваши родные диски с 45-м – смело берите, разницы не будет.

                                           Рис. 4

 

Х-фактор. Очень специфический параметр диска, который очень редко указывается в спецификациях к диску. Х-фактор напрямую зависит от дизайна спиц диска и от его вылета. Это расстояние от привалочной плоскости до плоскости расположенной посредине спицы диска с его внутренней стороны (рис.5). Если купить диски  со значением вылета больше оригинального (например родной 45, а вы берете 50 – дизайн дисков одинаковый) обязательно нужно примерить диск  спереди, убедится что он не задевает за тормозной суппорт, так как расстояние Х-фактора меньше. Существуют ситуации, когда при одинаковой ширине диска и с одинаковым вылетом Х-факторы разные, так как существенную роль играет дизайн спиц диска. Бывает даже что у диска с большим значением вылета (например 45) Х-фактор больше чем у диска с меньшим вылетом (например 40). Опять же играет роль дизайн спиц.

                                        Рис. 5